Print

  ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА.
ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
  Феномен человека  
Э.С. МАРКАРЯН – ГУМАНИСТ НАШИХ ДНЕЙ
Г.А. ПОГОСЯН, С.Г. АЙРАПЕТЯН

 


Погосян Г.А., Айрапетян С.Г. Э.С. Маркарян – гуманист наших дней // Философские науки. 2015. № 8. С. 123 – 133.

Pogosyan G.A., Airapetyan E.S. Markaryan – humanist of the day // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015. № 8. P. 123 – 133.

Полный текст

 

 

Известный культуролог, доктор философских наук, профессор Эдуард Саркисович Маркарян родился 24 декабря 1929 г. в Ереване, в семье потомственных интеллигентов. В 1953 г. окончил юридический факультет Московского государственного института международных отношений, затем аспирантуру при кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Прекрасное воспитание и блестящее образование обеспечили будущему ученому нравственный облик, в основе которого лежали врожденная интеллигентность, гармоничное единство самовоспитания и образования, что предопределило дальнейший ход его деятельности и направленность его научных интересов. Нравственные качества Э. Маркаряна – человека обусловили его ориентированность на общечеловеческие ценности: чувство добра, справедливости, способность к состраданию, терпимость к инакомыслию, честность и чувство меры. Эти качества, а также характер и результаты научной деятельности позволяют отнести его к числу выдающихся представителей теории культуры. Э. Маркарян был гуманистом как в профессиональном, так и в нравственно-психологическом, идеологическом смыслах. Как последователь гуманизма, он был весь проникнут им.

Отказавшись от дипломатической карьеры, Э. Маркарян стал заниматься научной деятельностью. Многообещающим было его вхождение в область философии. В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исторический очерк и критический анализ концепции общественного круговорота», а в 1967 г. – докторскую диссертацию на тему «Методологические проблемы системного исследования общественной жизни». Последняя была квалифицирована ВАК СССР как одна из лучших исследовательских работ в области обществоведения того времени. Эти исследования послужили своеобразным научным плацдармом для перехода из области социологии в культурологию, где, как отмечал ученый, политические и идеологические ограничения по отношению к исследователям в те годы были более умеренными.

Более полувека работал профессор Э. Маркарян в Институте философии, социологии и права НАН РА, будучи одним из его приверженцев и жрецов науки. Здесь он организовал и долгие годы (с 1973 г.) руководил единственным в Советском Союзе Отделом теории культуры, где под его руководством сформировался интересный и эффективный коллектив культурологов – среди них: К. Сарингулян, Э. Мелконян, И. Барсегян, С. Енгибарян и др., ‒ ставших, по существу, питомцами его научной школы и первыми распространителями его идей.

Многолетняя научная деятельность Э. Маркаряна делится на два периода: с середины 50-х до середины 80-х гг. и с середины 80-х до конца жизни.

Первый этап характеризуется основательными приобретениями в области исследования проблем теории культуры. Разработанные им в 60 – 80-х гг. прошлого столетия весьма влиятельные направления: теория общества как универсальной адаптивно-адаптирующей системы, концепция деятельности людей как специфической разновидности информационно направляемой активности, учение о культуре как универсальном надбиологическом способе (технологии), посредством которого данная деятельность стимулируется, мотивируется, программируется и исполняется, а ее личностные и коллективные субъекты воспроизводятся и изменяются, а также чрезвычайно интересное направление научного объяснения культурных традиций в 90-х гг. были названы российскими специалистами Армянской культурологической школой.

Эта школа образовалась путем критического анализа и творческого развития взглядов представителей общественно-исторической школы культурологии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) и, в частности, известного американского культуролога Л. Уайта (1900 – 1975). По мнению Э. Маркаряна, «хотя идея и понятие культурологии независимо зародились в странах Запада (в Германии и США), однако она там до сих пор не приобрела дисциплинарного статуса. Это можно объяснить и тем обстоятельством, что в обоих случаях она не вызвала никакого интереса. Значительный интерес к ней возник позже, где-то около 40 лет назад, после того как культурология была существенно развита и обоснована в Армении».

Э. Маркарян был одним из первых в Советском Союзе, кто начал обстоятельно изучать логико-методологические задачи теории культуры, выступив с требованием необходимости выделения этой науки как специфической отрасли обществознания. С начала 80-х гг., систематически разрабатывая основы общей культурологической теории, Э. Маркарян представил научному сообществу монографию «Теория культуры и современная наука», а позднее – работу «Способность к стратегическому управлению миром», где изложил также общую теорию динамики традиций, назвав ее традициологией, а традиции определил как групповые стереотипы любой человеческой деятельности, как результат обучения.

В вышедшем в России справочнике «Культурология. Энциклопедический словарь» о культурологе Э. Маркаряне мы читаем: «Известный исследователь теоретических проблем культуры. Внес значительный вклад в разработку теоретической проблемы “культура как система”, впервые в отечественной науке начал применять термин “культурология”, а термином “локальная культура” предложил обозначать эмпирически существующие культуры. Известен как сторонник технологической концепции культуры».