ЧЕЛОВЕК В МУЛЬТИВЕРСУМЕ
  Философия средообразования  
БЫТЬ-ВНЕ-СООБЩЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ГЛУБИННОЙ ЭКОЛОГИИ
(Коммунитарные аспекты в американских экологических исследованиях 1980 – 2000-х гг.)
Т.В. ВАЙЗЕР

 

Аннотация
В статье представлен обзор американских работ 1980 – 2000-х гг. по глубинной экологии, в которых проблематизируется ситуация экологического кризиса. Основной причиной кризиса называется утрата человеком чувства и сознания общности – как человека с окружающим миром, так и людей и социальных групп между собой. Избранные авторы работают в рамках коммунитарной парадигмы, предлагая различные модальности сообщества как выход из экологического кризиса.

Ключевые слова: сообщество, соучастие, коммунитарная парадигма, коммунитарная эпистемология, границы.

Summary
The article reviews American researches of the 1980s – 2000s in deep ecology analysing the problem of ecological crisis. The major reason of the crisis is considered to be the loss of the communitarian feeling and conscience both between people and between human and non-human beings. The presented authors make their investigations in the framework of the communitarian paradigm and propose various modalities of community as a way out of the crisis.

Keywords: community, communitarian paradigm, participatory partnership, participatory epistemology, limits.


Вайзер Т.В. Быть-вне-сообщества как проблема современной глубинной экологии (Коммунитарные аспекты в американских экологических исследованиях 1980 – 2000-х гг.) // Философские науки. 2013. № 8. С. 81 – 95.

Vayzer T.V. Being-Out-Of-Community as a Problem of Modern Deep Ecology (Communitarian Aspects of American Ecological Studies in the 1980s – 2000s) // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 8. P. 81 – 95.

 

Представляем Вашему вниманию начало статьи (для получения полного доступа обращайтесь по адресу subscribe@phisci.ru):

 

Глубинная экология – новое и почти не изведанное для российского читателя направление. От классической экологии как науки о закономерностях окружающей среды глубинная экология отличается тем, что через философскую концептуализацию позволяет связать с экологией самые разные сферы жизни и области знания: социальное бытие человека, религию, интерсубъективную этику, аргументативную логику, индустриальную политику, психологию и психотерапию, гендер и т.д. Это понятие впервые ввел норвежский философ Арнэ Нэсс в 1973 г., подразумевая, что экология не является только наукой об окружающей среде, но охватывает в целом все социальное и духовное бытие человека, указывает на глубокую внутреннюю связь человека со всем, что происходит на Земле1.

Основные направления американской критики, которые появились в рамках глубинной экологии с 1980 по 2000-е гг., можно условно разделить на следующие группы: экофеминизм (критика патриархальных и маскулинных установок современного общества); логико-прагматическая традиция коммуникативной этики (попытка решить вопросы взаимопонимания среди экологов и между экологами, правительством и представителями индустрии и бизнеса средствами коммуникативной теории Ю. Хабермаса); критика антропоцентризма (и его синонимов – экологического расизма, шовинизма, спесиесизма) и эпистемологическая критика жесткого иерархического различения антропоморфных и неантропоморфных существ; экологическая аксиология – ценности и ценностные системы в экологической перспективе (антропоцентризм, биоцентризм, экоцентризм); исследования по правам животных и этике обращения с животными; современный панпсихизм (мировоззрение, призывающее к возрождению глубинной духовной связи органического и неорганического миров); экологический плюрализм (представление о множественности точек зрения на экологические проблемы); современное экологическое образование и т.д. Во всех этих разнонаправленных исследованиях можно, тем не менее, выделить две основные тенденции. Во-первых, человек мыслится как эпистемологически, этически оторванный от остального мира и занявший в нем превосходящую позицию. Во-вторых, экологические проблемы рассматриваются как отражающие различные явления и тенденции современного общества в целом, антропологии человека, его психической жизни.

Данное исследование ставит целью рассмотреть ряд статей по экологической тематике из американской периодики и антологий с середины 1980-х по начало 2000-х гг. Выбор источников обусловлен тем, что в них экологические вопросы рассматриваются через проблематику сообщества и коммуникации, артикулируется идея разрыва человека с природой или неспособности людей договориться между собой, и этот разговор ведется в терминах ностальгии по общности. В задачи статьи входит выяснить, каким образом экологическая проблематика выявляет наши представления о сообществе, обнаруживает эмоциональное переживание его утраты, распада или свидетельствует о надеждах на его возрождение. Мы рассмотрим, во-первых, в каком значении употребляются понятия общности, сообщества или их ближние и дальние синонимы (соучастие, соотношение, сотрудничество); во-вторых, какая исходная ситуация обусловливает обращение к этим понятиям, какие связанные с сообществом проблемы позволяет поставить; и, наконец, к какому идеалу коммунитарной парадигмы (идеальному образу сообщества) хотел бы прийти тот или иной автор.

Если классифицировать различные модальности сообщества или общностных связей, которые встречаются нам в этих исследованиях, то можно условно выделить три состояния общности, в модусе которых человек вступает в этические отношения с окружающей средой или друг с другом по поводу окружающей среды. Это единство мужского и женского начал в человеческом бытии и восприятии (1), единство человека и природного мира, антропоморфного и неантропоморфного бытия (2) и дискурсивно-коммуникативное единство общечеловеческого сообщества (3). Эти три модальности соответствуют трем группам выбранных исследований: экологического феминизма, экологической критики антропоцентризма и экологического плюрализма. Сообразно этим трем пунктам и будет построено наше рассуждение.

Одновременно с появлением глубинной экологии в 1970-е гг. во Франции и США рождается такое направление экологических исследований, как экофеминизм. Как уже ясно из самого названия, экофеминизм вводит гендерную тему в экологическую проблематику. Экофеминистами могут быть как женщины, так и мужчины, но идея направления основана на признании особой роли женщины для сохранения гармонии и равноправия на земле. Основная цель экофеминизма – выявить параллели между эксплуатацией человеком природы и маскулинным доминированием мужчины над женщиной в патриархальном обществе, разрушить социальные и эпистемологические иерархии, призвать общественные структуры отказаться от различных форм политической, экономической и т.д. дискриминации женщин и природы и вернуться к гармонии человека с окружающей средой2.