ПАНОРАМА МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
  Зарубежная философия сегодня  
К 100-летию со дня рождения Поля Рикёра

 

28 – 29 мая 2013 г. в Москве, в Институте философии РАН состоялась Международная научная конференция, посвященная столетию со дня рождения выдающегося французского философа Поля Рикёра. Предлагаем вниманию читателей три статьи, написанные по материалам Конференции, а также ее обзор (см. с. 147).

Полностью материалы Конференции будут опубликованы отдельной книгой.

АВТОНОМИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ: РАЗМЫШЛЯЕМ ВМЕСТЕ С ПОЛЕМ РИКЁРОМ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОСТИ
М. КАСТИЙО

 

Аннотация
В статье исследуется интерпретация понятий автономии и идентичности в концепции Рикёра. Автор рассматривает соотношение этих понятий в связи с изменениями общественной жизни и показывает, как учение Рикёра открывает новые перспективы изучения жизни современного человека в обществе.

Ключевые слова: Рикёр, автономия, идентичность, способность, повествование, символическое, свобода, самоопределение, культура.

Summary
The article explores Ricœur’s interpretation of autonomy and identity. The author examines the correlation of these concepts in the light of changes in social life and shows how Ricœur’s system opens new perspectives on the contemporary person’s social life.

Keywords: Ricœur, autonomy, identity, ability, narration, the symbolic, freedom, self-determination, culture.

Перевод с французского О.И. Мачульской


Кастийо М. Автономия, идентичность, способность: размышляем вместе с Рикёром об актуальных проблемах современности? // Философские науки. 2013. № 8. С. 51 – 58.

Castillo M. Autonomy, Identity, Capacity: Meditate together with Paul Ricœur on the Actual Problems of Our Time // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 8. P. 51 – 58.

 

Представляем Вашему вниманию начало статьи (для получения полного доступа обращайтесь по адресу subscribe@phisci.ru):

 

Введение

В последнее время в области юриспруденции, этики и политологии особую остроту приобрела проблема права на идентичность, что побуждает к переосмыслению требования автономии. Возникает следующий вопрос: ведет ли утверждение личной, гендерной, этнической или религиозной идентичности к неизбежному нивелированию принципа автономии, или отказу от него?

Этот вопрос открывает несколько тенденций для размышления, которые мы классифицируем по степени сложности следующим образом.

– В эпоху постмодерна усиление стремления к личной идентичности может означать потворство безответственности и отношение к жизни как к процессу потребления материальных благ.

– Идеология личной или групповой идентичности может способствовать разобщенности культур и даже привести к их конфликту, стимулировать настроения релятивизма и нигилизма.

– В сфере общественных отношений стремление к идентичности может вызвать своего рода самоотрицание. Я самоутверждаюсь, принимая ту форму поведения, которой общество ждет от меня. Стараясь угодить другим, я сам начинаю считать навязанный мне образ жизни своей «подлинной» идентичностью.

В настоящее время эти проблемы актуальны для всех нас. Мы постараемся рассмотреть, как понятие способности, над которым работал Поль Рикёр, могло бы помочь нам преодолеть ряд сложностей, вызванных некорректным пониманием права на личную идентичность.

 

Идентичность «постмодерна» против модерности автономии

Смысл слов. Начну с цитаты: «Общество Нового времени было преисполнено духом победы, надежды на светлое будущее, веры в могущество науки и техники, оно сформировалось в результате разрыва родственных связей, утраты веры в священное, отказа от традиций и обособленности во имя торжества универсализма, разума и революционных преобразований. Эти умонастроения рассеиваются у нас на глазах, современные нам общества эпохи постмодерна развиваются по иному сценарию. Для сознания постмодерности характерны стремление к идентичности, обособленности, удовольствиям, быстрому достижению личного успеха. Человек утрачивает веру в светлое будущее, никто больше не рассчитывает на позитивные революционные перемены и прогресс, отныне каждый желает жить настоящим, получить все здесь и теперь, как можно дольше оставаться молодым, а не дожидаться формирования нового человека»1.

Приведенный короткий фрагмент взят из книги французского философа Жиля Липоветского, опубликованной в начале 80-х гг. ХХ в. Аналогичной позиции придерживается американский социолог Дэниел Белл в своей работе «Культурные противоречия капитализма». Эти идеи оказали влияние на мировоззрение мыслителей эпохи постмодерна в области культуры и социальных отношений. Данную характеристику можно резюмировать следующим образом. Общество потребления зиждется на культе желания и немедленного удовольствия каждого индивида. Это означает, что отдельный человек с его стремлениями к уникальности и независимости становится важнейшим фактором развития экономики, а экономика оказывается обусловленной изменчивыми и разнообразными желаниями индивидов. Демократический индивидуализм меняет смысл: он все меньше соответствует героическому восхождению к личной свободе и ответственности и все больше является демонстрацией обособленности и разрыва с универсальными ценностями эпохи модерна.

В культуре автономии универсальность распространяется на индивидуальность: автономный субъект есть нечто большее, чем свободно действующий индивид, он является воплощением универсальной воли, и каждого отдельного индивида уважают за его приобщенность к универсальному. В культуре идентичности высшей ценностью становится обособленность, уникальность, т.е. процветание каждого индивида в культе собственной оригинальности.

Характерной особенностью гипериндивидуализма является обособленность от общества, дистанцирование, нежелание участвовать в социальных отношениях. Правовая система налагает на индивида определенные обязательства по аналогии со сферой потребления материальных благ; в обществе осуществляется частичное перераспределение благ за счет предоставления в случае фактического неравенства дополнительных прав, нейтрализующих его: так, например, для женщин иногда устанавливаются определенные привилегии, компенсирующие их дискриминацию (устанавливаются особые правила при открытии трудовых вакансий). Этот принцип распространяется даже на животных, за ними признаются определенные права, которые необходимо соблюдать, в том числе и права, защищающие животных от человека. В сфере юриспруденции принцип предоставления или перераспределения прав основывается не на идее свободы, трактуемой как преодоление естественного состояния и обретение автономии, а на понятиях причинения ущерба и страданий. Вот почему иной раз говорят о том, что движущей силой современной демократии является не столько дух рациональности, сколько сострадание.

По этой причине в размышлении над данной проблемой нам поможет учение Поля Рикёра. Возникает соблазн поддаться идее сострадания, побуждающей считаться с чувствами других людей, их страданиями и физической конечностью, неотъемлемыми свойствами удела человека.