НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
  Memoria  
ПАМЯТИ ЛЕОНИДА НАУМОВИЧА СТОЛОВИЧА
(22.07.1929 –  04.11.2013)

 

stolovichУшел из жизни талантливый ученый, автор многочисленных книг по истории философии и эстетике, замечательный человек Леонид Наумович Столович. Он был академиком Академии гуманитарных наук (С.-Петербург) и Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва), членом Кантовского общества (Бонн), Российского философского общества, Международной Ассоциации эстетики, Американского общества эстетики, членом Союза писателей Эстонии. Л.Н. Столович – автор свыше 600 публикаций на 20 языках, в том числе книг, издававшихся много раз, на которых выросло не одно поколение выбравших занятие философией и эстетикой своей профессиональной деятельностью, – «Эстетическое в действительности и в искусстве» (1959), «Предмет эстетики» (1961), «Категория прекрасного и общественный идеал. Историко-проблемные очерки» (1969), «Природа эстетической ценности» (1972), «Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности» (1985), «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии» (1994). Широко известны работы Л.Н. Столовича последних лет: «Философия. Эстетика. Смех» (1999), «Плюрализм в философии и философия плюрализма (2005), «История русской философии. Очерки» (2005). Леонид Наумович не раз публиковался в «Философских науках», были планы на дальнейшее сотрудничество. К сожалению, им не суждено было осуществиться. Добрая память о нем навсегда сохранится в сердцах его коллег и друзей.

Редакция и редколлегия журнала ФН


ВСПОМИНАЯ...

Я впервые встретился с Леонидом Наумовичем Столовичем в Бостоне в 1998 г. на XX Всемирном философском конгрессе. Мы обменялись электронными координатами и впоследствии переписывались по Интернету и общались по скайпу. Несмотря на ограниченное виртуальное общение, отношения наши развивались, мы испытывали взаимную симпатию, которая с годами переросла в дружбу и привела к тесному профессиональному сотрудничеству. Леонид Наумович часто делился со мной не только философскими и литературными планами, но и событиями своей личной жизни. Он рассказывал мне о своей юности, о перипетиях своей научной карьеры, о коллегах – друзьях и оппонентах, о тяжелой болезни своего сына, безвременно оборвавшей его жизнь.

Так получилось, что до встречи с Леонидом Наумовичем я ничего не знал о нем и не читал его книг, поскольку по своей первой профессии был

[153]

журналистом и с философией дела не имел. Уже потом, после знакомства с ним, я узнал о том, что Леонид Наумович – автор оригинальной философской концепции о сущности эстетического. Разработанная в его трудах «социокультурная модель эстетического» стала предметом многолетних дискуссий и философских споров в Советском Союзе и за рубежом. Леонид Наумович также занимался исследованиями в области аксиологии и истории философии.

В своих работах по аксиологии или теории ценности Леонид Наумович отстаивал идею общечеловеческих ценностей, опирающуюся на так называемое золотое правило нравственности – «Веди себя по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя». В своей статье «Русско-еврейский феномен в русской культуре» (Звезда. 2011. № 11) Леонид Наумович подчеркивал как раз общечеловеческий характер еврейской культуры. Как «мне представляется, – писал он, – основная роль евреев в той или иной внееврейской национальной культуре заключается в том, что они содействуют интернационализации этой культуры, усиливают в ней общечеловеческое начало и тем самым способствуют ее развитию и мировому значению».

В области истории философии Леонид Наумович исходил из концепции «системного плюрализма», которую он развивал в ряде своих работ, опубликованных в первом десятилетии XXI в., включая изданную в 2005 г. книгу «Плюрализм в философии и философия плюрализма». С этих позиций им написана, на мой взгляд, классическая «История русской философии», над которой он трудился одиннадцать лет и полный текст которой, так и не вышедший в России, был выпущен в 2007 г. в Польше в переводе на польский язык. Вообще, как мне кажется, эти две идеи – общечеловеческих ценностей и системного плюрализма – являются стержневыми в творчестве Леонида Наумовича в последние годы его жизни.

Формально я не был учеником Леонида Наумовича, но всегда воспринимал его не просто как умудренного опытом друга, но скорее как ментора, наставника жизни. Леонид Наумович поддержал меня в начале моей философской деятельности, написав очень ободряющее предисловие в сборнику моих статей, опубликованному в 2004 г. в Вестнике РФО. Нашлось у нас немало общих интересов и увлечений и помимо философии.

Мы оба, к примеру, любили и ценили юмор. Леонид Наумович был неутомимым острословом и каламбурщиком. Каждый раз, когда он выпускал новую книгу, – а в общей сложности он издал их более пяти десятков! – Леонид Наумович звонил мне и радостно сообщал, что он снова «попал в неплохой переплет». Когда я спрашивал его об участии в конференциях, Леонид Наумович обычно отвечал: «Ну какой же круглый стол без круглого Столовича!» А в последние годы, когда он чувствовал себя неважно и уже не мог выходить из дома, Леонид Наумович с грустью подшучивал над собой, что он уже «не только невыездной, но и невыходной». В 1996 г. Леонид Наумович выпустил книгу еврейских афоризмов, шуток и анекдотов «Евреи шутят», которая выдержала несколько переизданий. Именно эта его работа побудила меня к составлению сборника религиозных шуток и анекдотов, который был издан в Праге в 2005 г. и который я посвятил Леониду Наумовичу.

[154]

Мы оба также беззаветно любили поэзию. Леонид Наумович писал и публиковал свои стихи с юношеских лет. Особо хорошо, как мне кажется, ему удавались стихотворные пейзажи, в которых проглядывал философско-метафизический взгляд на природу. Я тоже начал писать стихи в юности, но нигде их не печатал и никому не показывал, кроме узкого круга родных и друзей. Леонид Наумович был первым профессионалом – а я считаю его таковым не только в философии, но и в поэзии – которому я решился послать большую подборку своих стихотворений. Его поддержка и положительная реакция очень много тогда для меня значила. Я стал публиковать свои стихи, и впоследствие совместно с Леонидом Наумовичем мы составили и выпустили Антологию поэзии русских философов двадцатого века, единственное в своем роде издание, в которое вошла солидная подборка стихотворений, написанных им в разные годы его долгой и плодотворной творческой жизни.

В религиозном плане Леонид Наумович был агностиком. В его философской лирике можно найти следующее четверостишие:

«Жизнь, она богата иль убога.
Если строго описать ее, –
Это нас манящая дорога
Из небытия в небытие».

И в то же время его трепетное отношение к жизни и к людям выдавало в нем более чем светского мыслителя. Леонид Наумович был не религиозным, но безусловно духовным человеком и философом, с пера которого сорвались и такие строки:

«Непостижимо, чья причуда
Жизнь – это длящееся чудо».

Недаром Алексей Лосев, как рассказывал мне сам Леонид Наумович, хорошо знавший «последнего классического русского философа», говорил, что у Столовича душа истинного христианина.

С кем бы ни сводила Леонида Наумовича его творческая судьба, его личность всегда вызывала в людях живое участие и добрые чувства. В последние годы Леонид Наумович публиковал свои поэтические произведения не только в России, но и в «дальнем» зарубежье. Печатал его стихотворения и русскоязычный альманах «Побережье», выходящий в Соединенных Штатах. Когда я рассказал главному редактору «Побережья» Игорю Михалевичу-Каплану о кончине Леонида Наумовича, Игорь очень расстроился и попросил от имени редакции выразить самые глубокие и искренние соболезнования его родным и близким. Вместе со всеми, кто знал Леонида Наумовича, и я в эти дни скорблю, с благодарностью вспоминаю наше общение с ним, и молю Бога, чтобы Он даровал душе Леонида Наумовича небесное отдохновение и вечный покой. Светлая ему память!


М. Сергеев, доктор философии, преподаватель истории религии

и современного искусства в Университете искусств в Филадельфии

[155]


Сергеев М. Вспоминая... (Памяти Леонида Наумовича Столовича) // Философские науки. 2014. № 2. С. 153 – 155.

Sergeev M. Remembering... (In Memory of Leonid N. Stolovich) // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2014. № 2. P. 153 – 155.

 

Полная версия статьи: PDF