НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
  Обзоры, объявления, сообщения  
МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Институт философии РАН, 11 декабря 2014 г.
В.Л. ШАРОВА

 


Шарова В.Л. Мыслители ХХ века о Первой мировой войне (ИФ РАН, декабрь 2014 г.) // Философские науки. 2015. № 4. С. 146 – 156.

Sharova V.L. The Thinkers of the 20th Century on the First World War (Institute of Philosophy RAS, December 2014) // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015. № 4. P. 146 – 156.

Полный текст

 

 

Судьба каждого мало-мальски значительного исторического события – когда-нибудь стать поводом для юбилейных торжеств, мемориальных акций, публичных мероприятий, официальных речей разной степени искренности. Но как действительно понять и осмыслить то, что находится за этим фасадом? Особенно если повод – дело жизни и смерти, каким неизменно является война, тем более – такого масштаба, как Первая мировая война, столетие со дня начала которой столь широко отмечалось в Европе в 2014 г. Свои ответы на этот вопрос искали участники научной конференции «Мыслители ХХ в. о Первой мировой войне», состоявшейся в Институте философии РАН 11 декабря 2014 г.

Первая мировая – Великая – война фактически обозначила начало современной эпохи. Она стала сюжетом, долгие годы остававшимся в фокусе внимания множества мыслителей – не только европейских (в том числе русских), для которых она на четыре года стала рутинным «видом из окна», но и их американских коллег. На страницах философских сочинений выстраивались системы критики, но порой и апологетики крупнейшего на тот момент международного конфликта. Иных авторов в ряды этих апологетов записывали – и до сих пор записывают – на до- статочно спорных основаниях. Среди этих последних – немецкий философ, социолог, один из основоположников философской антропологии Макс Шелер.

Как отметил в своем докладе старший научный сотрудник Института философии РАН, к.ф.н. Михаил Хорьков, смысл многих трактовок теории войны Макса Шелера нередко сводится к тому, что теория эта представляет собой не что иное, как оправдание и даже пропаганду «немецкой войны» с философской точки зрения. В основном критики подобного рода опираются на главную публикацию Шелера на «военную» тему: «Гений войны и немецкая война», опубликованную в 1915 г. Тем интереснее, что в том же году, в начале его, в свет вышел другой текст Шелера, ныне забытый, причем забытый явно незаслуженно. Речь идет об эссе «Война и смерть», которое не попало ни в официальную библиографию философа, ни в полное собрание сочинений, но безусловно представляет немалый интерес хотя бы потому, что последовательно опровергает стереотип, согласно которому Шелер изначально занимал милитаристские позиции, и по-новому расставляет акценты в том, что принято называть философией войны.

Публикация «Войны и смерти» состоялась в альманахе «Zeit-Echo», объединившем на своих страницах деятелей искусств самого разного толка. Фактически издание представляло собой военный дневник, поучаствовать в создании которого имели возможность как пацифистски настроенные авторы – такие, как, например, изначально стоявшие на антивоенных позициях Пауль Клее и Райнер Мария Рильке – так и, например, Мартин Бубер, бывший в то время чуть ли не шовинистом… Такое разнообразие не случайно: собственно, задача альманаха и состояла в том, чтобы дать возможность деятелям культуры и искусства высказывать свою позицию без оглядки на массовые вкусы и предпочтения. Главный редактор журнала, Фридрих Маркус Хюбнер, прямо говорил о том, что цель журнала – дать высказаться метафизикам – которых в Германии никто не слушал – но метафизикам не в обычном, не в университетском смысле слова. Именно в таком качестве Шелер как философ был приглашен к участию в альманахе.

В чем состоит своеобразие «Войны и смерти»? Прежде всего в том, что в этом тексте нет ни одного прямого указания на обоснование немецкой войны, на ее легитимность, т.е. того, что гораздо более явно присутствует в книге «Немецкая война». Характерно, что Шелер придает не просто метафизический, а религиозный смысл войне: жертва солдат на поле брани – это религиозная жертва, подобная жертве Христа, приходит к выводу философ. Именно в этом смысле она не напрасна: нация сплачивается этой жертвенностью, готовностью к ней. Таким образом, в тексте доминирует понимание жизни как дара, понять и прочувствовать который это можно только во время войны: солдат чувствует, что жизнь ему не принадлежит, она получена в дар, во временное пользование, и высшее предназначение – эту жизнь отдать. Объектом исследования Макса Шелера становится метафизика смерти…

Интересно, что в забытом эссе немецкого философа содержится масса идей, позже использованных и переработанных не только им самим. Очевидно, предложенная Шелером концепция повлияла на таких мыслителей, как Пауль Людвиг Ландсберг, Эдит Штайн, Жан-Люк Марион. Публикация Шелера в «Zeit-Echo» незаслуженно забыта не только с точки зрения того, как европейские философы реагировали на события Первой мировой войны, но и с точки зрения истории феноменологии вообще, – отметил Михаил Хорьков.

Тему отношения Макса Шелера к Первой мировой войне продолжил старший научный сотрудник ИФ РАН, к.ф.н. Игорь Михайлов. Отношение это – метафизическое, полагает исследователь; это нечто куда более тонкое и фундаментальное, чем просто рассуждения о политическом смысле противостояния, например, немцев и французов (что периодически Шелеру приписывают). Прочитывается оно в таких работах философа, как, в частности, статья «О смысле страдания».