ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
  Когнитивные исследования  
РЕАЛИЗМ И КОНСТРУКТИВИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА
А.С. ИГНАТЕНКО

 

Аннотация
Статья представляет собой обзор дискуссии между сторонниками логической семантики и ее критиками в современной российской философии. Свою позицию в этом споре автор могла бы охарактеризовать как позицию взаимодополнительности, т.е. утверждения равноценности для эпистемологии двух конкурирующих стратегий в философии языка: аналитической англо-саксонской философии и логической семантики как ее методологической и концептуальной основы, с одной стороны, и постмодернистской континентальной традиции и постструктурализма как его методологического и терминологического ресурса, с другой.

Ключевые слова: аналитическая философия, постаналитическая философия, логическая семантика, структурализм, постструктурализм, постмодернизм, онтология, онтоэпистемология.

Summary
The paper contains a brief survey of a vivid discussion between those in Russian philosophy who defend the arguments of analytic philosophy and those who criticize it. The author’s position may be called mutually supplementary, as she claims the both sides of this completion, represented by analytic Anglo-Saxon thought with logical semantics as its methodological and conceptual basis, on the one hand, and postmodern continental tradition reinforced by poststructuralist resource, on the other, equally valuable and, moreover, affecting each other for quite a period of time already.

Keywords: analytic philosophy, postanalytic philosophy, logical semantics, structuralism, poststructuralism, postmodernism, ontology, onto-epistemology.


Игнатенко А.С. Реализм и конструктивизм как альтернативные онтологические основы философии языка // Философские науки. 2013. № 8. С. 108 – 124.

Ignatenko A.S. Realism and Constructivism as Alternative Ontological Foundations of Philosophy of Language // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 8. P. 108 – 124.

 

Представляем Вашему вниманию начало статьи (для получения полного доступа обращайтесь по адресу subscribe@phisci.ru):

 

Предлагаемая статья отчасти является обзором развивающейся не первый год дискуссии между радикальными и умеренными сторонниками логической семантики и ее радикальными и умеренными критиками в современной российской философии. Свою позицию в этом споре автор могла бы охарактеризовать как позицию взаимодополнительности, т.е. утверждения равноценности для эпистемологии двух конкурирующих стратегий в философии языка: аналитической англо-саксонской философии и логической семантики как ее методологической и концептуальной основы, – с одной стороны, и постмодернистской континентальной традиции и постструктурализма как его методологического и терминологического ресурса, – с другой. Предлагаемая мной установка на сочетание этих двух традиций, однако, уже имплицитно содержится сегодня даже в утверждениях тех, кто причисляет себя к аналитическим философам, поскольку они, не всегда отдавая себе в этом отчет, исходят из онтологических установок, несовместимых с аналитической философией в ее «чистом» виде, неявно используя наработки постструктуралистов. Автор приходит к выводу об обоснованности утверждения Р. Рорти о наступлении постаналитической фазы в современной философии и иллюстрирует этот процесс примерами из современного российского философского дискурса.

 

1. Фреге: два способа понимания

Проблема противостояния двух типов философии языка – аналитической и структуралистской – и связанное с этим противостоянием разделение на англо-саксонскую и континентальную (под которой прежде всего понимают французскую) традиции мысли – это, прежде всего, проблема несовместимости двух принципиально разных типов реальности, в системах каждой из которых, в свою очередь, определяются и фундаментальные философские понятия: знание, истина, объект, субъект и т.п. Основы аналитической философии и ее методологического ядра – логической семантики, которую принято начинать с Готлоба Фреге, создавались исходя из реалистских метафизических предпосылок. Казалось бы, здесь все ясно: платоник Фреге полагал реально существующим «третий мир»1, царство чистой мысли, в котором наравне со «столами» и «стульями» существуют такие абстракции, как «истина» и «ложь». Именно это позволило ему защищать ошеломляющую идею о том, что предложения – есть имена, а их значением (денотатом, номинатумом) является «истина» или «ложь». И именно благодаря вере в такие интеллигибельные сущности у Фреге различие между значением и денотатом действительно оказывается несущественным: ведь платоновские эйдосы и впрямь являются одновременно и вещью, и идеей этой вещи. Познание, по Фреге, заключается либо во взаимодействии разума с этим миром и извлечении из него истинных отношений между вещами, как это происходит в области логики и математики, либо же представляет собой «схватывание» объективно существующих внешних предметов, вещей, независимых от нас и нашего акта «схватывания»2. Но это, как я уже пыталась показать, – по сути одно и то же3. Неважно, какова природа вещи, главное, чтобы она была устойчивой, постоянной и доступной познанию. «Если все вещи не были бы прочными и вечными, а находились в постоянном потоке, то мир перестал бы быть познаваемым и все перепуталось»4.

Таковы очевидные основания интерпретировать мысль Фреге в реалистском ключе, и именно этими основаниями воспользовались его последователи – аналитические философы. И именно эту логику реконструирует и Александр Леонидович Никифоров в своей недавно вышедшей книге «Структура жизненного мира человека»5, где он предпринимает рискованную, но весьма продуктивную попытку открыто и осознанно объединить наработки аналитической и постструктуралистской философий, т.е. создать синтез двух конкурирующих течений в философии языка.