БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
СТРАТЕГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
  Векторы цивилизационного развития  
СЕРЕДИНА XXI ВЕКА: ЗАГАДКА СИНГУЛЯРНОСТИ
А.П. НАЗАРЕТЯН

 

Аннотация
Серия независимых расчетов, проведенных учеными разных стран и разных специальностей, показала, что на протяжении 4,5 млрд лет развитие биосферы и общества ускорялось по простому логарифмическому закону. Экстраполяция экспоненциальной кривой в будущее привела к выводу, что в середине XXI в. зафиксированная тенденция подойдет к точке математической сингулярности, т.е. глобальную антропосферу ожидает грандиозный фазовый переход.

Ключевые слова: мегаистория,  универсальная  эволюция,  планетарная  эволюция, нелинейность, сингулярность, сложность, кризис, аттракторы, сознание.

Summary
A  series  of  independent  calculations  by  scientists  from  different  countries  and different  fields  of  specialization  showed  that  the  speed  of  biosphere  and  society development has been increasing over 4,5 billion years according to a simple logarithmic law. Extrapolation of the exponential curve into the future allows to conclude that the noted tendency approaches the point of mathematical singularity around the middle of the 21st century, which means that the global anthroposphere will undergo a grandiose phase transition.

Keywords: megahistory,  universal  evolution,  planetary  evolution,  nonlinearity, singularity, complexity, crisis, attractors, consciousness.


Назаретян А.П. Середина XXI века: загадка сингулярности // Философские науки. 2013. № 9. С. 15 – 24.

Nazaretyan A.P. The Middle of the 21st Century: A Riddle of Singularity // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 9. P. 15 – 24.

 

 

1

К началу 1980-х гг. в исторической социологии и психологии, эволюционной антропологии, биологии и геологии, астрофизике и космологии накопился обильный эмпирический материал, демонстрирующий наличие сквозных векторов универсальной эволюции. Обнаружилось, что Вселенная неуклонно изменялась от однообразия, равновесия и хаоса в сторону разнообразия и организации, а со временем в ней стали выделяться и развиваться островки устойчивого неравновесия.Это эмпирическое обобщение заметно контрастировало с выводами классического естествознания, предполагающего диаметрально противоположную направленность универсальных процессов, при том, что все попытки ограничить сферу применимости законов термодинамики оказались тщетными. Пришлось развести две «стрелы времени» – термодинамическую (неуклонный рост совокупной энтропии) и космологическую – и обсуждать механизмы причинной связи между ними.

В 1980 – 1990-х гг. учеными разных стран и специальностей, на первых порах совершенно независимо, разрабатывался междисциплинарный проект, названный Универсальной историей, Мегаисторией, Большой историей (Big History) и т.д. При этом взгляд на космическую эволюцию в самом мелком масштабе обнаруживает, что в первые миллиарды лет после Большого взрыва универсальный эволюционный процесс последовательно замедлялся («первый рукав» эволюции). Но после того, как в недрах звезд первого поколения были синтезированы и затем выброшены в космос мощными взрывами ядра тяжелых элементов, сформировался качественно новый механизм самоорганизации, связанный с конкуренцией за свободную энергию. Возможно, уже около 10 млрд лет назад замедление эволюционного процесса сменилось ускорением: образованием органических молекул, появлением и развитием живого вещества («второй рукав» эволюции).

Сменившаяся тенденция отчетливо фиксируется в истории Земли. Расчеты, построенные на сопоставлении геохронологической шкалы с переломными вехами в истории и предыстории общества, привели к удивительному выводу: на протяжении 4.5 млрд лет глобальные фазовые переходы, предваряемые катастрофическими периодами, следовали в соответствии с достаточно простой логарифмической формулой. За это время дрейфовали континенты, многократно взрывались мощные вулканы и на Землю падали крупные космические тела, радикально колебался климат, затем появились странные существа со все более могущественными технологиями и весьма прихотливой «свободой воли» – а глобальные кризисы и революции происходили как по расписанию!

Отсюда, кстати, следует и то, что модные еще пару десятилетий назад попытки объяснять переломные события биосферной и социальной истории (такие, как гибель ящеров или вымирание плейстоценовой мегафауны и переход к неолиту) катастрофами внешнего происхождения безосновательны. Они опровергаются в каждом случае конкретными фактами палеонтологии и археологии и, главное, не способны объяснить строгую логарифмическую выстроенность событий во времени. Нам представляется, что реальными факторами революционных переломов всегда служили так называемые эндо-экзогенные кризисы – когда собственная активность неравновесной системы приводила к таким изменениям в среде, после которых прежние антиэнтропийные механизмы становились контрпродуктивными. В наступившей фазе неустойчивости дальнейшие изменения могли происходить в сторону простого аттрактора (сползание системы в сторону равновесия), горизонтального странного аттрактора («зависание» системы по колебательной модели типа Лотки – Вольтерра) или вертикального странного аттрактора. В последнем случае устойчивость восстанавливалась на более высоком уровне неравновесия системы со средой за счет кардинального возрастания ее внутренней организации и «интеллектуальности».

Показано, что едва ли не на каждой переломной фазе биосфера (равно как и антропосфера) могла обрушиться или «зависнуть». Согласно же очень общему принципу теории систем – принципу равных возможностей, – все потенциально возможные события непременно происходят. Значит, в Метагалактике должны существовать планеты, на которых реализовались альтернативные сценарии и которые, соответственно, на различных этапах выпали из универсального эволюционного процесса, и такие «несчастливые» планеты составляют подавляющее большинство. Не исключено, что Земная цивилизация представляет собой один из очень немногих очагов прогрессивной эволюции, поднявшихся на столь высокую ступень самоорганизации. И сегодня мы имеем возможность обсуждать прошлое благодаря тому, что на планете Земля во всех переломных эпизодах события развивались в сторону вертикального странного аттрактора, обеспечив образование высших форм жизни, человека, общества и информационной цивилизации.


2

Экстраполяционные расчеты, проведенные по формуле логарифмического ускорения эволюции, привели к выводу, что около середины ХХI в. гиперболическая кривая может превратиться в вертикаль, т.е. скорость глобальных изменений устремится к бесконечности, а интервалы между глобальными фазовыми переходами – к нулю. Какая предметная реальность скрывается за загадочным математическим результатом?