ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
  История философии и науки.
Современный взгляд
 
МЕТАФИЗИКА РОБЕРТА БОЙЛЯ:
«ТРАКТАТ О КОНЕЧНЫХ ПРИЧИНАХ
ЕСТЕСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»
И.А. КОШЕЛЕВ

 

Аннотация
В статье рассматривается работа известного английского и ирландского философа, богослова и учёного Роберта Бойля «Трактат о конечных причинах», которая является наиболее детальным обоснованием телеологического аргумента в XVII в.

Ключевые слова: Бойль, метафизика, дизайн, телеологический аргумент, естественная теология.

Summary
The article deals with the work by a famous Anglo-Irish philosopher, theologian and natural scientist Robert Boyle "A Disquisition about the Final Causes of Natural Things" which was the most detailed defense of the teleological argument in the 17th century.

Keywords: Boyle, metaphysics, design, teleological argument, natural theology.


Кошелев И.А. Метафизика Роберта Бойля: «Трактат о конечных причинах естественных вещей» // Философские науки. 2015. № 4. С. 94 – 108.

Koshelev I.A. Robert Boyle’s Metaphysics: Treatise "A Disquisition about the Final Causes of Natural Things"  // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015. № 4. P. 94 – 108.

Полный текст

 

 

Введение
Телеологический аргумент, или аргумент от дизайна, представляет собой заключение от упорядоченности, гармоничности, целесообразности макро- и микрокосма – к наличию разумного и всемогущего Создателя. Это – один из самых веских аргументов в пользу существования Бога-Творца, что вынужден был признать даже Иммануил Кант, назвав его самым старым, самым ясным и наиболее соответствующим обыденному человеческому разуму аргументом. В основном он известен благодаря средневековому философу-схоласту Фоме Аквинскому (ок. 1225 – 1274), сформулировавшему его в виде «пятого пути», и англиканскому богослову Уильяму Пейли (1743 – 1805), автору знаменитой работы «Естественная теология»2 (1806), однако основа для современных изысканий в этой области была заложена в XVII в. английским натурфилософом и богословом Робертом Бойлем (1627 – 1691).

В результате научной революции XVII в. возникла механистическая картина мира, в которой последний уподоблялся раз и навсегда созданному механизму, а все процессы, включая и те, которые происходят в живых организмах, сводились исключительно к механическому перемещению. Однако механистический материализм сам по себе не был способен ни обнаружить источник этого движения, ни объяснить конечные причины всего сущего. Последователи механистической философии придерживались двух различных воззрений относительно конечных причин. Так, Бэкон, Декарт и Спиноза категорически отрицали возможность апелляции к конечным причинам в натурфилософии, в то время как их оппоненты, в частности, Лейбниц и Гассенди, считали, что конечные причины играют в натурфилософии важную роль. Одним из наиболее ярких сторонников аргумента от дизайна был Роберт Бойль, убежденный в том, что механистическая философия является союзником религии. Его подход к науке и теологии предполагал не только их взаимодействие, но и тесную связь.

Роберт Бойль. Краткие сведения
Для большинства наших соотечественников имя Роберта Бойля ассоциируется, прежде всего, с законом Бойля-Мариотта, известного еще из школьного курса физики. Этим, как правило, и ограничивается знакомство с деятельностью ученого. Те, кто занимаются историей науки, знают о Бойле как натурфилософе, который исследовал свойства воздуха, способствовал становлению химии как самостоятельной науки, а также изложил основы корпускулярной теории строения вещества. Кроме того, Бойль был одном из инициаторов создания Лондонского королевского общества. Однако, по понятным причинам, долгое время у нас в стране практически игнорировался тот факт, что Бойль также был известным философом и богословом, немало способствовавшим распространению христианской веры. Этой стороне деятельности Бойля практически не уделялось внимания в отечественных публикациях, если не считать упоминаний вскользь в биографических и энциклопедических статьях. Ситуация несколько изменилась в постсоветское время. Философские и теологические воззрения Бойля затрагиваются, по крайней мере, в двух работах: в очерке И.С. Дмитриева «Чисто английская наука» и в работе И.Т. Касавина «Роберт Бойль и начало эмпирического естествознания». Единственная же работа Бойля, опубликованная на русском языке (с предисловием А. Апполонова) – «Размышления об одной теологической дистинкции, сообразно которой говорится, что некоторые догматы веры превыше разума, но не противоразумны» («Reflections upon a theological distinction»).

В то же время за рубежом философско-теологические взгляды Роберта Бойля привлекли самое пристальное внимание, причем не толь- ко на родине ученого, но и в других странах. Среди исследователей этой стороны деятельности Бойля особым образом стоит выделить его биографа Майкла Хантера, автора книги «Бойль. Между Богом и наукой», впервые издавшего полное собрание сочинений ученого.

Роберт Бойль родился 25 января 1627 г. в графстве Уотерфорд в Ирландии и был седьмым, младшим сыном и четырнадцатым ребенком Ричарда Бойля, графа Коркского, влиятельного ирландского аристократа. Происхождение наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь ученого: помимо материального благополучия, которое позволило ему получить хорошее образование (сначала в престижном Итонском колледже, а затем под руководством своего наставника в Европе), жить за счет доходов от поместий в Ирландии, оснастить собственную лабораторию и нанимать многочисленных ассистентов. Оно безусловно обеспечило Бойлю высокий социальный статус, вход в высший свет и немало способствовало репутации в академических кругах. Пережитое в юности во время пребывания в Женеве религиозное обращение оказало решающее влияние на всю дальнейшую жизнь Бойля: по мнению Майкла Хантера, служение Богу стало основной целью в его жизни.

Еще в ранней юности Бойль заинтересовался философией стоицизма, а затем познакомился с атомизмом эпикурейцев и философской традицией платонизма, а после возвращения в Ирландию написал несколько духовно-нравственных трактатов. Переселившись в 1654 г. в Оксфорд, Бойль занялся экспериментальными исследованиями, не оставляя при этом теологии. Его занятия натурфилософией служили одной цели – прославлению Творца через изучение Его творения. «Для Бойля наука и теология полностью дополняли друг друга», – утверждает Хантер. По мнению голландского историка науки Рейера Хойкааса, «нет ничего удивительного в том, что Бойль выводил свои доводы в пользу естественной теологии в первую очередь из экспериментальной философии: она ведет к твердой вере в существование Бога»